четверг, 4 октября 2012 г.

Основные виды тканей. Шерстяные ткани


     Шерстяные ткани одежные бытового назначения в зависимости от вида используемой пряжи и способа выработки подразделяют на камвольные (гребенные), тонкосуконные, грубосуконные.



Камвольные ткани вырабатываются из гребенной однониточной пряжи или крученой гребенной пряжи. Эти ткани имеют открытый рисунок переплетения.

Тонкосуконные ткани получают из аппаратной пряжи. Они имеют ворсовой застил, сильно или слегка уваленный, полностью или частично закрывающий рисунок переплетения.

Грубосуконные ткани вырабатываются из толстой аппаратной пряжи.

Для производства шерстяных тканей используют пряжу, выра­ботанную из тонкой, полутонкой, полугрубой и грубой шерсти (овечьей, верблюжьей), вторичной (восстановленной) шерсти, обратов и угаров шерстяного производства. При выработке полу­шерстяных тканей применяют хлопчатобумажную пряжу и нити из химических волокон, полушерстяную пряжу из смеси волокон (шерстяных, хлопковых, вискозных, лавсановых, капроновых, нитроновых и др.).

Камвольные ткани вырабатываются из пряжи тонкогребенного и грубогребенного прядений. Для высококачественных тканей применяют пряжу, полученную из окрашенных волокон. В смеси для шерстяных и полушерстяных тканей добавляют лавсановые, нитроновые, капроновые и вискозные штапельные волокна — матированные, крашенные в массе, иногда извитые. Доля лавсановых или нитроновых волокон в смесях составляет 35 — 75 %, капроновых — 5— 10 %. Камвольные ткани, содержащие синтетические волокна, обладают повышенной прочностью, упругостью; ткани, содержащие лавсановые волокна, хорошо сохраняют складки, полученные при влажно-тепловой обработке. Однако химические волокна немного ухудшают свойства тканей: появляется блеск, образуются пилли, ускоряется их загрязняемость, понижаются гигиенические свойства. Так, с увеличением содержания лавсановых или нитроновых волокон до 65 — 80 % влажность ткани по сравнению с чистошерстяной уменьшается в 2 — 3 раза. Ткани, содержащие нитроновые волокна, шерстисты, характеризуются чистотой и яркостью окраски.

Как чистошерстяные, так и шерстяные и полушерстяные кам­вольные ткани делятся на платьевые, гладкокрашеные костюмные, пестротканые костюмные и пальтовые.

Платьевые ткани вырабатываются из крученой пряжи. При выработке шерстяных и полушерстяных тканей часто применяется подкрутка химических нитей.

В выпуске платьевых чистошерстяных тканей большой удель­ный вес занимают ткани креповых структур из пряжи повышенной креповой крутки, вырабатываемые мелкоузорчатыми перепле­тениями. 

Среди платьевых шерстяных и полушерстяных тканей наиболь­шую долю составляют ткани полотняного, саржевого и мелкоузор­чатого переплетений; малую долю имеют полушерстяные ткани Крупноузорчатых переплетений. Если платьевые чистошерстяные ткани чаше всего выпускаются гладкокрашеными, чтобы лучше выявить фактуру шерстяного материала, то полушерстяные ткани чаще всего имеют рисунок в клетку, полоску, для их выработки используется пряжа фасонной крутки, преимущественно буклированная, цветной непс. Выпускаются легкие туали — ткани незначительной плотности, полотняного переплетения, из пряжи грубогребенного прядения, с рисунками в виде клеток и полосок средней и крупной величины, выполненными в мягкой цветовой гамме, а также ткани с печатными рисунками.

По-прежнему среди платьевых шерстяных и полушерстяных тканей большое место занимают классические ткани саржевого переплетения, которые выпускаются под названием «кашемир». Для платьев и платьев-костюмов модны крепы, в том числе с жаккар­довым переплетением, ткани с чередованием различных перепле­тений (полотняного и атласного, крепового и атласного).

Костюмные чистошерстяные и полушерстяные ткани имеют основу, а в большинстве случаев и уток из крученой пряжи. Для шерстяных и полушерстяных тканей наряду со смешанной крученой пряжей используется пряжа с подкруткой вискозных комплексных нитей в количестве не более 35% массы нити, а также капроновые нити.

Гладкокрашеные костюмные ткани как чистошерстяные, так и полушерстяные немногочисленны. В ассортименте чистошерстяных гладкокрашеных тканей сохранились добротные, высококачествен­ные классические ткани — бостон, крепы, трико.

Бостонгладкокрашеная ткань саржевого переплетения. Отличается повышенной износостойкостью, легко обрабатывается в швейном производстве.

Крепы— ткани, вырабатываемые из пряжи креповой крутки, имеют поверхность с характерным креповым эффектом, выпуска­ются гладкокрашеными. Эти ткани очень добротные, мало сминаются, хорошо драпируются.


Трико— ткани с ткацкими рисунками, имеют, как правило, мелкоузорчатые переплетения.

К полушерстяным гладкокрашеным костюмным тканям клас­сического ассортимента относятся шевиот, диагональ и креп.

Шевиотткань саржевого переплетения из неоднородной пряжи (полугрубой, шерстяной), скрученной с хлопчатобумажной; диагональткань диагоналевого переплетения из смешанной крученой пряжи. Обе ткани жесткие, устойчивой структуры, используются преимущественно для ведомственной одежды. Крепывырабатываются из шерстяной пряжи вприкрутку с комплексными вискозными нитями.


Пестротканые костюмные, чистошерстяные и полушерстяные ткани разнообразнее, чем гладкокрашеные. К высококачественным чистошерстяным классическим тканям относится трико, вы­рабатываемое комбинированными переплетениями, образующими разнообразные по ширине и структуре полосы. Пряжа для таких тканей — крученая крашеная (разного цвета для основы и утка), иногда скрученная из разноцветных нитей, близких по тональности.

Фланели— ткани полотняного или саржевого переплетения с фулеровкой, гладкокрашеные или меланжевые; габардиноподобные ткани саржевого или диагоналевого переплетения с мягкими по тону полосками; ткани атласного или саржевого переплетения с легкой фулеровкой.


К костюмным полушерстяным тканям относятся разнообразные трико, пестротканые, иногда меланжевые, со структурными эффектами. Если в чистошерстяном трико полосы мелкие, мягких тонов, с едва заметными переходами, то в полушерстяных трико полоска и клетка более яркие, создаваемые разноцветной пряжей или переплетениями — комбинированными, ломаной саржей.

Снижение материалоемкости шерстяных костюмных тканей потребовало применения современных методов отделки этих ма­териалов (несминаемой — для тканей с нитроном, умягчающей — для тканей с лавсаном), а также методов технологической обра­ботки швейных изделий из них («форниз», фронтальное дублиро­вание).

Пальтовые ткани — это классические камвольные ткани (га­бардин), ткани саржевого или диагоналевого переплетения с кру­тым рубчиком, с очень большим линейным заполнением по основе.

Габардины(чистошерстяные и полушерстяные) вырабатыва­ются из крученой пряжи переплетением диагоналевым или сложная саржа; они неравноплотные гладкокрашеные. Габардины хорошо драпируются, характеризуются повышенной износостойкостью. Однако благодаря высокой относительной плотности по основе эти ткани легко прорубаются иглой, плохо поддаются влажно-тепловой обработке.


Выпускаются ткани для женских пальто — легкие, застилистые, с разнообразными (в том числе жаккардовыми) переплетениями, с рельефными рисунками, слегка подваленные, с низко остриженным ворсом, а также двухслойные пальтовые ткани с использованием гребенной пряжи в лицевом слое и аппаратной в изнаночном.

Для летних плащей применяются ткани полотняного перепле­тения, из смешанной (с химическими волокнами) пряжи, срав­нительно легкие, с гладкой поверхностью и водоотталкивающими пропитками.

Для мужских, женских, молодежных костюмов, юбок, комби­незонов, курток, брюк используются камвольные ткани: габардины, ткани переплетений саржа и ломаная саржа, коверкоты глад­кокрашеные, меланжевые и пестротканые (коверкот — неравно-плотная однослойная ткань, вырабатываемая усиленным атласом или саржевым переплетением из крученой по основе двухцветной пряжи).

Тонкосуконные чистошерстяные ткани делятся на три подгруп­пы: сукна, пальтовые и драпы.

Сукна чистошерстяные— однослойные ткани полотняного, реже саржевого переплетения, сильно уваленные, с войлокообразным застилом, закрывающим переплетение и делающим поверхность ткани матовой. Выпускаются гладкокрашеные, реже меланжевые сукна.


Сукна чистошерстяные применяются в основном для ведом­ственной и военной одежды (мундирное, кительное, шинельное, кантовое).

Пальтовые чистошерстяныеткани — гладкокрашеные или ме­ланжевые; для них характерна мягкая структура с рельефными рисунками. Некоторые артикулы пальтовой ткани вырабатываются с применением верблюжьей шерсти, пестроткаными или мелан­жевыми.

Драпы чистошерстяныедвухслойные или полутораслойные ткани. Различают драпы одно- и двухлицевые (отделывают соответственно лицевую или лицевую и изнаночную стороны ткани).


Драпы из чистошерстяной пряжи — это добротные, тяжелые ткани. Эти ткани подвергают интенсивной валке, в результате Чего на поверхности образуется плотный слой переплетающихся Волокон, скрывающий рисунок переплетения. Различают высоко­качественные классические драпы: 

- Велюр, у которого после ворсования лицевой поверхности образовавшийся волокнистый слои подстригают для получения ворса требуемой высоты;

- Кастор ткань, которая после увалки подвергается начесу и запрессовкч короткого ворса;

- Ратин — разворсованный драп с фигурным рас­положением волокон ворсовой поверхности (что достигается путем специальной обработки — ратинирования).


Группа тонкосуконных полушерстяных тканей включает в себя следующие подгруппы.

Платьевые полушерстяныеткани вырабатываются из пряжи содержащей кроме шерсти вискозные, нитроновые или капроновые волокна. Они имеют саржевое, полотняное или мелкоузорчатое переплетение.

Костюмные полушерстяные гладкокрашеные и пестротканыеткани вырабатываются из пряжи с линейным заполнением 60 — 80%. Промышленность выпускает широкий ассортимент этих тканей, в том числе классические: шевиот, трико, ткань кос­тюмную. Эти ткани изготовляют пестроткаными, чаще всего с ри­сунками в виде клетки или полоски.

Выпускаются ткани с рельефными поверхностями, имеющие раз­ную последовательность чередования толстых и тонких нитей; ткани комбинированных переплетений; пиджачные ткани с крупными и яркими клетками и полосками; ткани типа джинсовых с различ­ными полосками — широкими и узкими, сближающимися, тене­выми, атласного или саржевого переплетения с легкой фулеровкой; фланели — ткани саржевого или полотняного переплетения. сравнительно тонкие, мягкие, гладкокрашеные или меланжевые.

Сукна полушерстяныевырабатываются из смешанной пряжи (шерстяных и вискозных волокон), а также из хлопчатобумажной пряжи (в основе) и смешанной (в утке). Используются эти ткани для изготовления в основном ведомственной или специальной одежды.

Пальтовые полушерстяные— это ткани разнообразного, постоянно обновляющегося ассортимента. Для выработки этих тканей используют пряжу с содержанием 20 — 70% шерсти, пряжу фасонной крутки, шерстяную пряжу вприкрутку с вискозными ок­рашенными нитями. Основная масса пальтовых тканей вырабаты­вается пестротканой с рельефной поверхностью, образуемой бла­годаря применению фасонной пряжи.

Драпы полушерстяныеизготовляют из пряжи, содержащей 30-70% шерстяного волокна, полутораслойными или двухслойными гладкокрашеными, пестроткаными или меланжевыми. По структуре, внешнему виду, поверхностной плотности они аналогичны чистошерстяным драпам.

Чистошерстяные и полушерстяные ткани вырабатываются из неоднородной грубой или полугрубой шерстяной пряжи.

Сукна хорошо настилаются, благодаря шероховатой поверхно­сти не смещаются в настиле и легко поддаются резанию. В боль­шинстве случаев они без труда сутюживаются и оттягиваются. Ис­ключение составляют сильно увалянные ремнистые сукна и сукна со значительным вложением синтетических волокон. Тонкие и гру­бые сукна не осыпаются по срезам, что значительно упрощает их обработку. Разреженные тонкосуконные ткани при смачивании могут давать значительную усадку.

При выработке шерстяных тканей уделяется внимание рацио­нальному и экономному использованию ресурсов шерсти, сниже­нию материалоемкости. К перспективным направлениям развития производства шерстяных тканей можно отнести: увеличение вы­пуска пальтовых тканей с ворсом, в том числе с применением вер­блюжьей и других видов шерсти, в пестротканом и гладкокрашеном оформлении; снижение поверхностной плотности тканей, прежде всего костюмных полушерстяных; расширение ассортимента паль­товых тканей благодаря применению аппаратной пряжи на лицевой поверхности ткани, а драпов — благодаря получению пестротканых открытых рисунков переплетений и сложному меланжевому оформлению; создание современных тонкосуконных и камвольно-суконных рельефных тканей путем применения новых рисунков переплетений или вложения пряжи фасонной крутки новых видов, а также ворсовых «под бобрик» в меланжевом или пестротканом оформлении, саржевых или диагоналевых переплетений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий