четверг, 1 ноября 2012 г.

Цвет и его воздействие


    Цвета делятся на две группы: хроматические и ахроматические. Ахроматические — это белый, серый и черный. Все цвета спектра — хроматические.





И хроматические, и ахроматические цвета воздействуют на организм человека, вызывая физиологические реакции, создают определенное настроение и даже влияют на самочувствие возбуждая или успокаивая нервную систему.

Цвет возбуждает ассоциации. Человек всегда непроизвольно связывает с каким-либо цветом определенные события своей жизни.

Цвет может восприниматься как символ чего-либо.

И мало кто знает, что цвет мы воспринимаем не только зрением, но и кожей. Поэтому цвет нижнего белья не менее важен для организма, чем цвет верхней одежды и предметов, нас окружающих.

Воздействие цвета проявляется и в появлении осознаваемых человеком ощущений. Цвета воспринимаются как теплые или холодные, легкие или тяжелые, близкие или далекие и др.

Распределение цветовой палитры по создаваемым ощущениям.

Теплые — цвета красно-оранжево-желтые.
Холодные — фиолетово-сине-зеленые.
Легкие — светлые оттенки особенно холодных цветов.
Тяжелые — темные теплые цвета.
Близкие — теплые цвета; яркие, чистые и насыщенные.
Далекие — малонасыщенные холодные цвета.
Мягкие — холодные и светлые.
Твердые — теплые и темные.
Веселые — теплые, светлые, чистые цвета.
Печальные — холодные и темные.


Какие ощущения создают определенные цвета.

 Белый — легкий и холодный.
 Серый — мягкий, неопределенный.
 Черный — тяжелый, сухой, плотный.
 Желтый — легкий, теплый, сухой.
 Оранжевый — теплый, сухой, легкий, выступающий, громкий.
 Красный — теплый, тяжелый, сухой, близкий, кричащий.
Розовый — легкий, теплый, сухой.
Синий — тяжелый, холодный, влажный, далекий, тихий.
Голубой — легкий, прохладный, влажный, далекий, тихий, свежий, нематериальный.
Зеленый — тяжелый, прохладный, влажный» тихий, освежающий.
Пастельно -зеленый — мягкий.
Лимонный — свежий, прохладный, влажный, кислый.
Оливковый — мягкий.
Бирюзовый — холодный.
Желто-зеленый — легкий, прохладный, неплотный, выступающий, резкий, ядовитый.
Бежевый — легкий, теплый, сухой, неплотный, мягкий.
Коричневый — тяжелый, теплый, влажный, плотный, жесткий.
Пурпурный — тяжелый, теплый.
Фиолетовый — тяжелый, далекий, сухой, жесткий.
Лиловый — горький.

Все перечисленные связи цвета и ощущений представлены на основе среднестатистических результатов исследований психологов. У отдельных людей цвета могут вызывать иные ощущения.

В результате исследований воздействия цвета на человека выяснилось, что используемые цвета определенным образом формируют его эмоции. Используя необходимые цвета в одежде или интерьере, можно создать желаемое настроение или скорректировать нежелательное.


Поднимают настроение, радуют, веселят желтый, золотой, оранжевый. Красный — радует, но в больших количествах может и раздражать, а у некоторых неосознанно вызывает чувство страха или тревоги.

Розовый — радует, улучшает настроение и располагает к сентиментальности.

Пурпурный — вызывает праздничное, торжественное настроение.

Понижает и вызывает грустно-мелонхолическое настроение фиолетовый, лиловый, багряный.

Голубой в больших количествах несколько угнетает, но может и успокоить и снять нервное напряжение и раздражение.

Синий — успокаивает, но может вызвать и грусть, тоску, печаль.

Черный — понижает, вызывает мрачное настроение.

Успокаивает и способствует нормально-нейтральному настроению: сине-зеленый, бирюзовый, зеленый, оливковый, желто-зеленый, коричневый, белый.


Оптические свойства различных цветов.

Хроматические цвета характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, а все ахроматические цвета обладают одним свойством — светлотой.

Светлота — это большая или меньшая близость данного цвета к белому.

Цветовой тон — хорошо различимая разница в цвете.

Насыщенность — это густота цвета или показатель яркости, приближения окраски к предельно возможной для данного цвета. Каждый цвет может быть темнее или светлее, его сила, интенсивность может изменяться не меняя оттенка. Насыщенность цвета имеет несколько переходов: очень светлый, светлый, сред­ний, густо-темный, темный. Самые насыщенные цвета — основные цвета спектра. Их называют чистыми.

   Если к любому насыщенному цвету прибавить белый, то насыщенность уменьшается, цвет становится разбеленным. Обычно пастельные тона — разбеленные. Мягкие пастельные тона хорошо сочетаются друг с другом.

Если к насыщенному цвету добавить черный, то образуются затемненные цвета.

Светлые тона выявляют фасонные линии в одежде, фактуру ткани, зрительно увеличивают объем. Темные тона скрадывают фасонные линии, фактуру ткани и зрительно уменьшают объем.

Холодные тона воспринимаются как отступающие, они обладают свойством зрительно уменьшать, отдалять предметы. Если взять два одинаковых предмета и окрасить один в холодный цвет, а другой — в теплый и рассматривать их издалека, то создается впечатление, что первый предмет меньше и расположен дальше от второго.

Зрительно изменять величину предмета может не только цвет, но и фон. Светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем темные на светлом. На фоне холодных тонов предметы теплых насыщенных цветов кажутся увеличенными, приближенными.

Свойства теплых и холодных тонов необходимо использовать при моделировании. Подбором теплых и холодных тонов ткани можно подчеркнуть естественную красоту человека, уменьшить или даже скрыть его недостатки. Полные фигуры, одетые в костюмы холодного тона, зрительно кажутся тоньше.

Для создания цветовой гармонии костюма важно не только научиться различать сочетаемые и несочетаемые цвета, но и суметь скомпоновать детали одежды по цвету и цветовым пропорциям в единое целое.

Смешение и сочетание семи основных цветов спектра дают большое разнообразие красок. Эти сочетания имеют свои закономерности. Если спектральные цвета расположить в последовательности по кругу, но между красным и фиолетовым вставить пурпуровый (он получается при смешении красного и фиолетового цветов и добавляется для плавного перехода от фиолетового к красному), то образуется хроматический круг.

Все хроматические цвета можно подразделить на контрастные, родственные и дополнительные.

Расстояние между двумя цветами круга называют хроматическим интервалом.

Малый интервал — это интервал между двумя родственными цветами или расстояние между оттенками каждого цвета. Сочетание цветов в малых интервалах дает хорошее восприятие их, так как при одноцветной гармонии цвета отличаются только сте­пенью насыщенности и светлотой. Они дают плавные переходы от одного цвета к другому, например, зеленый и светло-зеленый. Аналогичная гармония возникает при сочетании смежных или родственных цветов, которые располагаются в цветовом круге ря­дом, например, желтый и зеленый.

Интервал цветов через один цветовой сектор называется средним. Сочетание цветов в средних интервалах часто производит неприятное впечатление,например, зеленый с синим, красный с фиолетовым.

Интервал цветов, включающий цвета через два-три цветовых сектора, или цвета, находящиеся на противоположных концах хроматического круга, называют большим.

Дополнительные цвета располагаются на противоположных концах хроматического круга и при смешении дают светло-серый цвет.

Дополнительный цвет к красному — зеленый, к синему — оранжевый, к фиолетовому — желтый. Сочетание этих цветов создает хорошее впечатление, они усиливают, подчеркивают друг друга. В таких сочетаниях основным, преобладающим должен быть один цвет, а второй — дополнительным, служить отделкой.

Существует контраст цветов по светлоте. На темном фоне цвета светлеют, на светлом — темнеют.

В гармонии триады сочетаются три контрастных цвета (или их оттенки), лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг, — это желтый, красный и синий; оранжевый, зеленый и фиолетовый; желто-зеленый, красно-оран­жевый и сине-фиолетовый.

Хорошо сочетаются хроматические цвета с ахроматическими. Теплый тон дает красивое сочетание с темным ахроматическим, а холодный — со светлым. Белый и черный гармонируют почти с любым цветом. Светлые тона в сочетании с белым создают мягкую гамму. Насыщенные цвета хорошо гармонируют с черным и белым. Малонасыщенные цвета гармонируют с различными оттенками серого.

Цветовая гамма — это бесконечные переходы и оттенки однородных по тону цветов.

Например, красная гамма — цвета бордо, вишне­вый, гранатовый (темно-красный), рубиновый, малиновый, лафитный (цвет красного виноградного вина), амарант (цвет древесины красного дерева), цикламен (темно-красный с розоватым)» кардинал (малиново-красный), пунцовый (ярко-красный), алый, клубничный, земляничный, брусничный, цвет крас­ной смородины, кумачовый, томатный, рябиновый, коралловый, розовый (цвет полевой гвоздики), само (телесный с розовым отливом), желто-розовый, дымчато-розовый, фламинго (нежно-розовый); голубая гамма: цвета гортензии, сумрачно-голубой, самфирно-голубой, цвет незабудки, пепельный, пепельно-голубой, небесно-голубой.

Цветов и оттенков в природе много. С развитием техники и химии создаются новые цветовые сочетания, оттенки и цветосмешения. Однако закономерности цветовой гармонии изучены недостаточно, поэтому рекомендуемые сочетания цветов нельзя воспринимать как обязательные. Иногда неожиданные сочетания создают приятное впечатление.

Комментариев нет:

Отправить комментарий