И
хроматические, и ахроматические цвета воздействуют на организм
человека, вызывая физиологические реакции, создают определенное
настроение и даже влияют на самочувствие возбуждая или успокаивая нервную систему.
Цвет возбуждает ассоциации. Человек всегда непроизвольно связывает с каким-либо цветом определенные события своей жизни.
Цвет может восприниматься как символ чего-либо.
И
мало кто знает, что цвет мы воспринимаем не только зрением, но и кожей.
Поэтому цвет нижнего белья не менее важен для организма, чем цвет
верхней одежды и предметов, нас окружающих.
Воздействие
цвета проявляется и в появлении осознаваемых человеком ощущений. Цвета
воспринимаются как теплые или холодные, легкие или тяжелые, близкие или
далекие и др.
Распределение цветовой палитры по создаваемым ощущениям.
Теплые — цвета красно-оранжево-желтые.
Холодные — фиолетово-сине-зеленые.
Легкие — светлые оттенки особенно холодных цветов.
Тяжелые — темные теплые цвета.
Близкие — теплые цвета; яркие, чистые и насыщенные.
Далекие — малонасыщенные холодные цвета.
Мягкие — холодные и светлые.
Твердые — теплые и темные.
Веселые — теплые, светлые, чистые цвета.
Печальные — холодные и темные.
Какие ощущения создают определенные цвета.
Белый — легкий и холодный.
Серый — мягкий, неопределенный.
Черный — тяжелый, сухой, плотный.
Желтый — легкий, теплый, сухой.
Оранжевый — теплый, сухой, легкий, выступающий, громкий.
Красный — теплый, тяжелый, сухой, близкий, кричащий.
Розовый — легкий, теплый, сухой.
Синий — тяжелый, холодный, влажный, далекий, тихий.
Голубой — легкий, прохладный, влажный, далекий, тихий, свежий, нематериальный.
Зеленый — тяжелый, прохладный, влажный» тихий, освежающий.
Пастельно -зеленый — мягкий.
Лимонный — свежий, прохладный, влажный, кислый.
Оливковый — мягкий.
Бирюзовый — холодный.
Желто-зеленый — легкий, прохладный, неплотный, выступающий, резкий, ядовитый.
Бежевый — легкий, теплый, сухой, неплотный, мягкий.
Коричневый — тяжелый, теплый, влажный, плотный, жесткий.
Пурпурный — тяжелый, теплый.
Фиолетовый — тяжелый, далекий, сухой, жесткий.
Лиловый — горький.
Все
перечисленные связи цвета и ощущений представлены на основе
среднестатистических результатов исследований психологов. У отдельных
людей цвета могут вызывать иные ощущения.
В
результате исследований воздействия цвета на человека выяснилось, что
используемые цвета определенным образом формируют его эмоции. Используя
необходимые цвета в одежде или интерьере, можно создать желаемое
настроение или скорректировать нежелательное.
Поднимают настроение, радуют, веселят
желтый, золотой, оранжевый. Красный — радует, но в больших количествах
может и раздражать, а у некоторых неосознанно вызывает чувство страха
или тревоги.
Розовый — радует, улучшает настроение и располагает к сентиментальности.
Пурпурный — вызывает праздничное, торжественное настроение.
Понижает и вызывает грустно-мелонхолическое настроение фиолетовый, лиловый, багряный.
Голубой в больших количествах несколько угнетает, но может и успокоить и снять нервное напряжение и раздражение.
Синий — успокаивает, но может вызвать и грусть, тоску, печаль.
Черный — понижает, вызывает мрачное настроение.
Успокаивает и способствует нормально-нейтральному настроению: сине-зеленый, бирюзовый, зеленый, оливковый, желто-зеленый, коричневый, белый.
Оптические свойства различных цветов.
Хроматические
цвета характеризуются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, а все
ахроматические цвета обладают одним свойством — светлотой.
Светлота — это большая или меньшая близость данного цвета к белому.
Цветовой тон — хорошо различимая разница в цвете.
Насыщенность
— это густота цвета или показатель яркости, приближения окраски к
предельно возможной для данного цвета. Каждый цвет может быть темнее или
светлее, его сила, интенсивность может изменяться не меняя оттенка.
Насыщенность цвета имеет несколько переходов: очень светлый, светлый,
средний, густо-темный, темный. Самые насыщенные цвета — основные цвета
спектра. Их называют чистыми.
Если к любому насыщенному цвету прибавить белый, то насыщенность уменьшается, цвет становится разбеленным. Обычно пастельные тона — разбеленные. Мягкие пастельные тона хорошо сочетаются друг с другом.
Если к насыщенному цвету добавить черный, то образуются затемненные цвета.
Светлые
тона выявляют фасонные линии в одежде, фактуру ткани, зрительно
увеличивают объем. Темные тона скрадывают фасонные линии, фактуру ткани и
зрительно уменьшают объем.
Холодные
тона воспринимаются как отступающие, они обладают свойством зрительно
уменьшать, отдалять предметы. Если взять два одинаковых предмета и
окрасить один в холодный цвет, а другой — в теплый и рассматривать их
издалека, то создается впечатление, что первый предмет меньше и
расположен дальше от второго.
Зрительно изменять величину предмета может не только цвет, но и фон. Светлые
предметы на темном фоне кажутся больше, чем темные на светлом. На фоне
холодных тонов предметы теплых насыщенных цветов кажутся увеличенными,
приближенными.
Свойства
теплых и холодных тонов необходимо использовать при моделировании.
Подбором теплых и холодных тонов ткани можно подчеркнуть естественную
красоту человека, уменьшить или даже скрыть его недостатки. Полные
фигуры, одетые в костюмы холодного тона, зрительно кажутся тоньше.
Для
создания цветовой гармонии костюма важно не только научиться различать
сочетаемые и несочетаемые цвета, но и суметь скомпоновать детали одежды
по цвету и цветовым пропорциям в единое целое.
Смешение
и сочетание семи основных цветов спектра дают большое разнообразие
красок. Эти сочетания имеют свои закономерности. Если спектральные цвета
расположить в последовательности по кругу, но
между красным и фиолетовым вставить пурпуровый (он получается при
смешении красного и фиолетового цветов и добавляется для плавного
перехода от фиолетового к красному), то образуется хроматический круг.
Все хроматические цвета можно подразделить на контрастные, родственные и дополнительные.
Расстояние между двумя цветами круга называют хроматическим интервалом.
Малый
интервал — это интервал между двумя родственными цветами или расстояние
между оттенками каждого цвета. Сочетание цветов в малых интервалах дает
хорошее восприятие их, так как при одноцветной гармонии цвета
отличаются только степенью насыщенности и светлотой. Они дают плавные
переходы от одного цвета к другому, например, зеленый и светло-зеленый.
Аналогичная гармония возникает при сочетании смежных или родственных
цветов, которые располагаются в цветовом круге рядом, например, желтый и
зеленый.
Интервал цветов через один цветовой сектор называется средним. Сочетание цветов в средних интервалах часто производит неприятное впечатление,например, зеленый с синим, красный с фиолетовым.
Интервал
цветов, включающий цвета через два-три цветовых сектора, или цвета,
находящиеся на противоположных концах хроматического круга, называют
большим.
Дополнительные цвета располагаются на противоположных концах хроматического круга и при смешении дают светло-серый цвет.
Дополнительный
цвет к красному — зеленый, к синему — оранжевый, к фиолетовому —
желтый. Сочетание этих цветов создает хорошее впечатление, они
усиливают, подчеркивают друг друга. В таких сочетаниях основным, преобладающим должен быть один цвет, а второй — дополнительным, служить отделкой.
Существует контраст цветов по светлоте. На темном фоне цвета светлеют, на светлом — темнеют.
В
гармонии триады сочетаются три контрастных цвета (или их оттенки),
лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой
круг, — это желтый, красный и синий; оранжевый, зеленый и фиолетовый;
желто-зеленый, красно-оранжевый и сине-фиолетовый.
Хорошо
сочетаются хроматические цвета с ахроматическими. Теплый тон дает
красивое сочетание с темным ахроматическим, а холодный — со светлым.
Белый и черный гармонируют почти с любым цветом. Светлые тона в
сочетании с белым создают мягкую гамму. Насыщенные цвета хорошо
гармонируют с черным и белым. Малонасыщенные цвета гармонируют с
различными оттенками серого.
Цветовая гамма — это бесконечные переходы и оттенки однородных по тону цветов.
Например,
красная гамма — цвета бордо, вишневый, гранатовый (темно-красный),
рубиновый, малиновый, лафитный (цвет красного виноградного вина),
амарант (цвет древесины красного дерева), цикламен (темно-красный с
розоватым)» кардинал (малиново-красный), пунцовый (ярко-красный), алый,
клубничный, земляничный, брусничный, цвет красной смородины, кумачовый,
томатный, рябиновый, коралловый, розовый (цвет полевой гвоздики), само
(телесный с розовым отливом), желто-розовый, дымчато-розовый, фламинго
(нежно-розовый); голубая гамма: цвета гортензии, сумрачно-голубой,
самфирно-голубой, цвет незабудки, пепельный, пепельно-голубой,
небесно-голубой.
Цветов
и оттенков в природе много. С развитием техники и химии создаются новые
цветовые сочетания, оттенки и цветосмешения. Однако закономерности
цветовой гармонии изучены недостаточно, поэтому рекомендуемые сочетания
цветов нельзя воспринимать как обязательные. Иногда неожиданные
сочетания создают приятное впечатление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий